Международный суд в шестой раз признал власти Исландии виновными в ограничении свободы слова

Бизнес, Международный суд в шестой раз признал власти Исландии виновными в ограничении свободы слова | Международный суд в шестой раз признал власти Исландии виновными в ограничении свободы слова
flickr.com/European Court of Human Rights Strasbourg

Власти островного государства нарушили Европейскую конвенцию по правам человека, гарантирующую свободу выражения и беспрепятственный доступ к информации

Европейский суд по правам человека в шестой раз признал власти Исландии виновными в ограничении свободы слова , пишет интернет-версия издания The Reykjavik Grapevine. Ещё один подобный иск был отклонён в сентябре 2016 года.



В 2011 году исландская газета «Дагбладит Визир», известная по первым буквам своего названия, как DV, опубликовала статью об уголовном расследовании в отношении частной компании «Сигурпласт», обанкротившейся полугодом ранее. Как говорится в решении ЕСПЧ, «Сигурпласт» «была основана в 1960 году и была одной из ведущих промышленных компаний в производстве пластиковых упаковочных материалов».

14 марта 2011 года на первой полосе DV появился портрет одного из владельцев компании, Йоуна Снорри Сноррасона (Jón Snorri Snorrason), который также был доцентом в университете.

Заголовок статьи гласил: «Полиция ведёт расследование в отношении доцента». Материал был основан на результатах проверки финансовой деятельности компании-банкрота.

В статье утверждалось, что «Сигурпласт» оплачивал расходы Йоуна Снорри Сноррасона никак не связанные с деятельностью фирмы. Кроме того, владельцы компании знали о тяжёлом положении предприятия задолго до его банкротства в 2010 году.

Со счетов «Сигурпласта» выводили средства, которые оседали на счетах фирмы, принадлежащей одному из совладельцев. Когда «Сигурпласт» был объявлен банкротом, его долг составлял более 7 млн евро.

Йоун Снорри Сноррасон подал иск на газету DV, требуя признать опубликованный изданием материал о нём клеветой, напечатать опровержение и выплатить ему денежную компенсацию.

DV имеет в Исландии репутацию скандального таблоида. Редакционная политика издания не раз становилась предметом бурных общественных дискуссий в стране.



Несколько исландских судов разных инстанций признали правоту доцента, на том основании, что формально на момент публикации статьи против него не было начато официальное расследование – даже несмотря на то, что полиция подала против него три судебных иска.

Кроме того, власти утверждали , что , поскольку доцент не является политиком и не занимает какой-либо официальной должности, он имеет право на тайну частной жизни, как и любой другой обычный исландский гражданин.

Двух редакторов DV и журналиста, написавшего статью, признали виновными в клевете и приговорили к выплате компенсации ущерба в размере 200 000 исландских крон (€1720; $1900) и 1 000 000 (€8600; $9440) крон судебных издержек.

Согласно решению Европейского суда по правам человека, поскольку Йоун Снорри Сноррасон был доцентом, председателем совета директоров и совладельцем одной из крупнейших компаний страны, его нельзя считать обычным гражданином, и на него законы об охране частной жизни распространяются не в полной мере.

Кроме того, международный суд постановил, что решения исландских судов препятствуют свободе прессы и могут создать прецедент на будущее.

«Любое необоснованное ограничение свободы выражения фактически приводит к возникновению риска блокирования или сковывания освещения средствами массовой информации похожих вопросов в будущем, – говорится в решении ЕСПЧ.

– Суд установил, что местные суды не смогли принять во внимание критерии, соответствующие правоприменительной практике Суда (ЕСПЧ – прим. ScandiNews), оценивая право заявителя на свободу выражения».

В 2013 году Йоун Снорри Сноррасон был приговорён к полугоду тюремного заключения за мошенничество.


Текст: ScandiNews Источник